Наши проекты

                                                           
                                                   
                                                                Что такое проект ?          
    Когда наши ученики-старшеклассники  учились в младших классах, им было все интересно, хотелось о многом узнать, попробовать, изучить, исследовать. С возрастом интерес к познавательной деятельности начинает пропадать. В классе 8,9, когда начинаются олимпиады по предметам, мы начинаем развивать исследовательские качества учеников, а точнее реанимировать то, что впало в кому (выражаясь медицинским языком). Исследовательский дух может проснуться и проявиться очень бурно, а может так и остаться в спячке.
    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проявить компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
              Мой любимый русский  писатель А.П.Чехов однажды сказал: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» 
       Проект это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания разного рода теоретического продукта.
Слово "проект"  в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Специфическое использование данный термин приобрел в образовательной практике. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта, но в любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
- развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитие критического мышления;
- самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующее деятельность специалистов какой-либо предметной области.
- представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
- сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).
   Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. 
  Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик .
  Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предпочитает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из инновационных подходов в российском образовании. 
На основе анализа опыта проведения проектов можно построить их типологию:
1) по доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательские; 
- информационные; 
- творческие; 
- игровые; 
- практические; 
- ознакомительно-ориентировочные;
2) по предметно-содержательным областям:
- монопроекты (в рамках одной предметной области); 
- межпредметные;
3) по количеству участников и характеру контактов в проекте:
- индивидуальные; 
- групповые; 
- коллективные; 
- школьные; 
- российские; 
-международные. 
4) по продолжительности выполнения проекта:
- краткосрочные; 
- долгосрочные. 
Несмотря на тематическое разнообразие проектов можно выделить следующие основные этапы и содержание проектной работы:
Этап Содержание деятельности
поисковый Определение тематического поля и темы проекта. 
 Поиск и анализ проблемы.
 Выдвижение гипотезы проекта.
 Постановка цели проекта.
 Обсуждение методов исследования
аналитический Анализ имеющийся информации. 
 Поиск оптимального способа достижения цели проекта.
 Построение алгоритма деятельности. 
 Пошаговое планирование работы.
практический Выполнение запланированных шагов.

презентационный Оформление конечных результатов. Подготовка и проведение презентации, «защиты» проекта
контрольный Анализ результатов.
 Корректировка.
 Оценка качества проекта.

           "Визитная карточка" проекта

Автор проекта
Фамилия, имя, отчество автора
Регион, в котором находится школа
Город, в котором находится школа
Номер и/или название школы
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора? 0 Да
0 Нет


Какова тема Вашего учебного проекта?
Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
Какие компетентности формирует Ваш проект?
0 В сфере самостоятельной деятельности.
0 Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
0 В сфере гражданско-общественной деятельности.
0 В сфере социально-трудовой деятельности.
0 В бытовой сфере.
0 В сфере культурно-досуговой деятельности.
_________________________________________________________________________________
Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения


Продумывание учителем темы проекта
____________________________________________________________________________
(Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета,
Выбор возрастной категории учащихся
_______________________________________________________________________________
(Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, ученики начальной школы, средней, старшей, 9-классники, разновозрастная группа (8-11 класс) учащихся и т. п.

Формулирование основополагающего вопроса
______________________________________________________________________________
(Основополагающие Вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении.)

Формулирование вопроса (-ов) учебной темы
______________________________________________________________________________
(Вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.)

Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся
______________________________________________________________________________
(Частные вопросы отличаются от вопросов учебной темы и основополагающего вопроса тем, что основываются в основном на фактах, а не на интерпретации этих фактов.)

Формулирование дидактических целей проекта
_______________________________________________________________________________
(Формулирует учитель. Например, "Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде".)

Формулирование методических задач
______________________________________________________________________________
(Формулирует учитель. научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).


Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
_______________________________________________________________________________
(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в  рамках заявленного проекта. Рекомендуется провести «мозговой штурм», использовать метод наводящих вопросов.)

Выдвижение гипотез решения проблем
______________________________________________________________________________
(Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
Определение творческого названия проекта
_______________________________________________________________________________
(Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
_____________________________________________________________________________
(Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
______________________________________________________________________________
(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.)

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
_____________________________________________________________________________
(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии 13 Планирование учебного проекта (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.)

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
____________________________________________________________________________
(Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

Самостоятельная работа групп
_______________________________________________________________________________
(Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.)

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
_______________________________________________________________________________
(Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.)

Защита полученных результатов и выводов
______________________________________________________________________________
(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.)

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.)


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                         
                                    ГБОУ школа-интернат г. Краснодара
                                                   Тема проекта: «В мире сказок…
                                    


                                                                                                     Руководитель проекта:
                                                                                      учитель русского языка и литературы
                                                                                     Задорожняя Елена Викторовна
                                                                             2016 год

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основа проекта . Образовательные стандарты
Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие ЦЕЛИ: 
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; 
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Устное народное творчество. Литературные роды и жанры.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение художественного текста.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Анализ и интерпретация произведения.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание сочинений по произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Необходимость проекта.
Данный проект необходим, прежде всего:учителям русского языка и литературы, администрации образовательного учреждения, учащимся пятых классов и родителям учащихся, как лицам, заинтересованным в создании благоприятных условий обучения для своих детей.
Цель проекта.
1.Способствовать формированию коммуникативных умений. 
2.Развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Задачи проекта.
1.Выявить у обучающихся знания о сказках.
2.Развивать познавательный интерес учащихся, творчество; умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
3.Развивать критическое мышление.
4.Воспитывать интерес и любовь к книге, к русской культуре, 
вовлечь в создание проекта наибольшее количество учащихся.

Ожидаемые конечные результаты .
После завершения проекта учащиеся смогут:
изложить содержание самых популярных русских народных и литературных сказок;
приводить свои примеры актуального продолжения русских народных сказок;
анализировать историко-культурный контекст изучаемых произведений;
определять принадлежность художественного произведения к жанру сказки;
разграничивать литературные и народные сказки;
выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; работать с языковыми средствами сказок;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
использовать средства информационно - комуникационных технологий для проведения исследования и оформления его результатов.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
                                                       Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, 
                                                      рисунка, фантазии, творчества…
                                                                                                                                  В.А.Сухомлинский

  Социально-экономические и политические перемены в России поставили перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности. 
 Данный проект нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, проявить свой положительный потенциал, открывает возможность созидания ими своего внутреннего мира, а главное, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Умение любить и сопереживать – основа всех нравственных проявлений человека. Такие особенности детей, как безграничное воображение, чувственное сознание, стремление к активной творческой деятельности, позволяют педагогу сознательно воспитывать у них основы духовности и нравственного отношения к жизни. 
 Возможность моделировать волшебную ситуацию – это способ, помогающий активно-созидательно относиться к собственной судьбе. Метафорический образ доброго волшебника дает детям ощущение того, что они обладают силой, которую можно обратить на общее благо и пользу для всех. Великодушие, благородство, милосердие, помощь нуждающемуся, умение прощать – важнейшие качества человека. Наделяя этими качествами своих вымышленных персонажей, ребенок невольно идентифицирует себя сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. 
  Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе. 
  Почему именно СКАЗКИ? На мой взгляд, жанр сказки в данном случае помогает наилучшим способом реализовать воспитательные задачи проекта, раскрыть творческие возможности учащихся. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, формирования творческой активности ребенка, способствует  более осмысленному   анализу текста, начиная с 5 класса, с анализа сказок, дети приучаются к более осознанному  анализу художественных текстов в старших классах, что существенно им облегчает итоговую аттестацию в старших классах.
  10-11летние дети с удовольствием слушают и читают сказки, активно работают со сказками на уроках, создают к ним свои иллюстрации, более охотно анализируют тексты.  Считаю, что времени, отведенного для изучения данного жанра по программе, исключительно мало - всего 4 урока! Больше данный жанр ни в одном классе не изучается, что  является еще одним из основополагающих факторов выбора данной темы проекта.
  В.А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления к волшебному, ирреальному плану, активизирует фантазию детей. Сухомлинский писал: «Если мне удавалось добиться, чтобы ребенок, в развитии мышления которого встречались затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, 1969. С. 157]. Он не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки, справедливо полагая, что «сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению» [Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 29]. 
  Проект выполняется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта по литературе, в разделе: «Устное народное творчество». Проект реализован как долговременный, внутришкольный; творческий. 
  Участники проекта - учащиеся пятого класса, классный руководитель,  учителя литературы, родители учащихся.
   Гипотеза исследования: сказка - это отдельный литературный жанр, учит добру, справедливости. 
   Цели данной деятельности: способствовать формированию коммуникативных умений - способность к созданию условий для эффективной устной и письменной коммуникации в различных формах и контекстах; развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество; способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, патриотизма. 
    Задачи: 1. Выявить знания обучающихся о сказках. 
                   2. Определить, чем отличаются народные сказки от литературных. 
                   3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. 
                 Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки обучающихся.Обучающиеся должны: знать понятие "сказка", определять жанр произведения, знать композицию сказок, владеть основой анализа художественного текста, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой.
Вопросы, направляющие проект 
Основополагающий вопрос :
Почему люди любят читать сказки? 
Проблемные вопросы:
Любое ли произведение можно назвать сказкой? Все ли сказки одинаковые? 
Может ли сказка повлиять на жизнь человека? 
Учебные вопросы:
С какими литературными жанрами вы знакомы? 
Что такое сказка? 
Какие сказки вы читали? 
Какие виды сказок вы знаете? 
Кто может быть главным героем сказки? 
Чем литературная сказка отличается от народной? 
Каковы особенности волшебной сказки?
Каких писателей сказочников вы знаете? 
Всегда ли в сказке добро побеждает зло? 
Чему учат сказки?
Реализация проекта
Работа над проектом состояла из нескольких этапов. 
1. Организационно-информационный этап 
Содержание: 1 – выявление интересов детей с помощью анкетирования, проведение родительских собраний и объявление темы  предполагаемых этапов проекта, вручение ознакомительных брошюр родителям.
2 – объявление конкурса на лучшее продолжение известной сказки, в котором становится возможным перевоспитание отрицательного героя. 
Формы работы: информационное выступление, беседа, раздаточный материал. 
Результат этапа: доведена информация о конкурсе, начат сбор материала. 
2. Деятельностно – аналитический этап (
Содержание: 
1 – уроки внеклассного чтения, классные часы, посвященные обсуждению условий конкурса (учащиеся вспоминают хорошо известные русские народные сказки, сказки народов мира, авторские сказки, обсуждают характеры и поступки главных героев и определяют, героя какой сказки им хотелось бы перевоспитать); 
2 – конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке; 
3 – конкурс сказителей (еще раз перечитывая по ролям и пересказывая выбранную сказку, учащиеся определяют ситуацию, эпизод, после которого действие сказки должно бы было измениться и герой под влиянием каких-то событий не смог бы совершить неправильный, безнравственный поступок); к обсуждению данного вопроса активно подключаются родители, старшеклассники, учителя, потому что дать оценку характеру сказочного героя, его поступкам, выделить то, что мешает герою быть добрым оказывается не всегда легко. 
4 – объявлен конкурс на лучшее продолжение выбранной сказки. Учащиеся совместно с родителями дома придумывают свой вариант сказки, обсуждают со своими друзьями; каждый учащийся класса предлагает свой вариант сказки. Через неделю написанные сказки  должны быть сданы учителю. Здесь очень важна роль педагога, который должен не только организовать творческий процесс, но и поддержать любое творческое начинание, воодушевить, похвалить, деликатно и тактично отметить что-то положительное в первом литературном опыте каждого ребенка. Ведь одно из обязательных педагогических условий творческой проектной работы – это создание ситуации успеха для каждого ученика!
5 – чтение, обсуждение и анализ полученных сказок (учащиеся ознакомлены со всеми предложениями; лучшие варианты продолжения зачитаны в классе, произведен частичный анализ получившихся сказок);
6 – в процессе живого обсуждения создано одно лучшее продолжение выбранной сказки; 
7 – инсценирование написанного эпизода. 
Формы работы: беседа с элементами диспута, иллюстрирование, чтение по ролям, словесное рисование, написание сказки, сказки придумывают семьями, подключаются по мере необходимости старшеклассники; анализ получившихся сказок, рекомендации «авторам»).          
Результат: создано новое продолжение сказки, каждый класс определяет свою сказку для переосмысления, выбрана лучшая иллюстрация к сказке.
3.Обобщающий этап 
Содержание: 
1 – нa основе созданного сценария готовится инсценировка придуманного эпизода. Важно, чтобы как можно больше учащихся и их родителей приняли участие в этих инсценировках, чтобы каждому было найдено дело. Важнейшим моментом в этой работе является само общение ребят. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание. В совместной творческой работе дети учатся действовать в различных коммуникативных ситуациях, понимать друг друга, откликаться на эмоциональное состояние товарища, а также реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции, высказать свое мнение и т.д.; 
2 –  инсценировки представляются родителям класса;
3 – создание общего сценария фестиваля; 
4 – оформляется выставка рисунков, выставка лучших творческих работ; 
5 – сбор материала и выпуск рабочей тетради «В мире сказок»;
6– подготовка и проведение «Фестиваля сказок»;
7 - оформление отчета о проделанной работе, презентация получившейся рабочей тетради по сказкам на заседании МО  
Формы работы: работа в группах; творческие группы готовят сценарий, декорации, музыкальное оформление; сказочные подвижные игры для зала, оформление рабочего материала для тетради, интервьюирование учащихся, написание отзывов о проделанной работе, подготовка фотоотчета.
Результат: портфолио проекта в электронном виде и на его основе созданная рабочая тетрадь по литературе для пятых классов «В мире сказок».

Исполнители: учащиеся 5 д класса

На урокаъ используется Памятка, с которой ученики знакомятся перед началом работы.
Памятка.
1. Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
2. Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
3. Когда вы получите рекомендации, организуйте:
а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
б) распределение обязанностей;
в) выполнение заданий;
г) обсуждение подготовленных материалов;
д) презентацию проектов.
Далее уроки строятся в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.
1. Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.
2. Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников, вспоминают основные понятия темы, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.
3. Выполняют творческую работу, сочиняют сказку, готовят выступление.
4. В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты творческой работы.
5. Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
6. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.

Памятка.
4. Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
5. Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
6. Когда вы получите рекомендации, организуйте:
а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
б) распределение обязанностей;
в) выполнение заданий;
г) обсуждение подготовленных материалов;
д) презентацию проектов.
Далее урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.
7. Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.
8. Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников, вспоминают основные понятия темы, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.
9. Выполняют творческую работу, сочиняют сказку, готовят выступление.
10. В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты творческой работы.
11. Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
12. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.


                                                       Содержание
1. Актуальность темы 
2. Цель и задачи проекта
3. Формы реализации проекта 
4. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта 
5. Краткое описание проекта по этапам

Актуальность темы:
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. Обращаясь к теме сказок, мы продолжаем изучение фольклора. Важно в школе не только изучить виды сказок, композиционную структуру, признаки сказки, но и проявить интерес к этому жанру устного народного творчества. Чтение и обсуждение на уроке – это уже изжитый способ, поэтому на этом этапе можно внести проектную деятельность, чтобы учащиеся смогли самостоятельно проанализировать любую понравившуюся сказку, не только из школьной программы, что позволяет расширить кругозор учащихся. Новая система образования требует новых подходов в изучении данной темы, а также умение самостоятельно изучать, перерабатывать, систематизировать полученную информацию из разных источников.
Цель проекта:
расширить представления учащихся о русских народных сказках; пробудить интерес  к устному народному творчеству; научить отличать виды сказок, их жанровые особенности; побуждать к успешному выполнению проблемных и поисковых заданий, научиться работать в группах.

Задачи проекта:
1. Выявить у обучающихся знания о сказках.
2. Научиться различать виды и знать жанровые особенности русских народных сказок;
3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Формы реализации проекта
Основными формами реализации программных задач является:
чтение народных сказок;
рассматривание иллюстраций к сказкам;
изучение и анализ литературы по проблеме;
наблюдение, обобщение и систематизация информации.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
В ходе реализации задач по воспитанию и развитию  по средствам сказки предполагается, что учащиеся приобретут:
необходимые знания по сказкам;
желание читать новые сказки;
научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;
развитие творческого потенциала;
научиться систематизировать и перерабатывать информацию;
умение пользоваться различными ресурсами.
Конечный продукт деятельности: публицистический материал - стенгазета формата А1 (на ватмане), выполненные в смешанной технике (коллаж).

Краткая характеристика поэтапной работы над проектом:
Этап 1. Подготовительный.
Узнать виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных), структуру (зачин – завязка – концовка) и признаки сказок (волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра со злом, сказочные слова и др.).
Сформулировать тему будущего проекта, определить цели и задачи. Для этого ответить на проблемные вопросы:
 - Любое ли произведение можно назвать сказкой?
 - Все ли сказки одинаковые?
 - Может ли сказка повлиять на жизнь человека?
2 этап. Планирование.
Разделиться  на группы по четыре человека.
Распределить обязанности и составить план работы: один ученик готовит пересказ, второй – определяет вид сказки (с примерами из текста), третий – признаки сказки (выписывает зачин, концовку, завязку, троекратные повторы, постоянные эпитеты, героев); четвертый – рисует иллюстрации к данной сказке.
Прочитать сказку на выбор в зависимости от поставленных целей и задач.
Разработать критерий оценки результата проектной деятельности.
Критерий оценивания проектов.
1) Постановка цели, планирование путей её достижения;
2) Глубина раскрытия темы;
3) Разнообразие источников информации;
4)Соответствии требования оформления письменной части;
5) Качество изложения материала и проектного продукта.

Этап 3. Реализация проекта.
Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, знакомятся с разными источниками (интернет, книги, устный рассказ);
Можно на этом этапе дать задание группам заполнить лист планирования, чтоб проследить работу каждого ученика в группе для дальнейшего оценивания.
Этап 4. Представление проекта.
Каждая группа представляет  результат проекта классу. Основная задача этого этапа – представить одноклассникам результаты своей деятельности (подготовить устное сообщение и представить продукт деятельности).
Ответить на вопросы аудитории.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта.
Обсуждение результатов проекта по заранее составленным критериям;
Подведение итога, оценивание.
Практическое применение продукта проектной деятельности на уроке литературы при изучении темы: «Русские народные сказки».





Использованная литература:

1.В мире литературы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учеб. заведений / Авт.-составители А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др. - М.: Дрофа;

2.Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985;

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - с. 64-110;

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  – Москва, 2007 г.
«Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».
В.А. Сухомлинский

Этапы работы над проектом:
1. Организационно - информационный этап (март 2015- май 2016).

2. Деятельностно – аналитический этап (сентябрь 2015- ноябрь 2016).

3. Обобщающий этап (декабрь 2015 – март 2016).





   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                 Государственное  бюджетное
                  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
              с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная
                                               школа-интернат г. Краснодара



                                                   Социально значимый проект
                                                                «Бессмертный полк»


  Автор: учитель русского языка и литературы  Задорожняя Е.В.
                                                       г. Краснодар
                                                        2016 г.

                                       
В 2015-2016 учебном году в 5 «Д» классе ГБОУ школы-интерната г. Краснодара реализовался проект «Бессмертный полк». Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений.
    В проекте принимали участие: учащиеся, родители класса. Одним из результатов проекта стала «Книга Памяти».
В «Книгу Памяти» вошли рассказы о родных и близких, погибших в годы Великой Отечественной войны и вернувшихся с полей сражения, о тружениках тыла.

  Вид проекта - творческий. Он включает в себя информационный и исследовательский блоки. Материалы исследования помогли учителю и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию 71-ой годовщине Великой Победы, организации выставочной экспозиции «Последние свидетели войны», созданию «Книги памяти»
План:
1. Совместное обсуждение и разработка плана действий;
2. Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне;
3. Рассказы учителей истории, кубановедения, классного руководителя о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей во время войны;
4. Чтение и обсуждение серии рассказов о детях-героях;
5. Посещение музейно-выставочных комплексов,
6. На уроках мужества и Днях Воинской Славы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла.
7. Сотрудничество с библиотекой имени В. Бардадыма, участие в проекте «Вахта памяти».
8. В январе проведен альманах «Ничто не забыто, никто не забыто», посвященный
Дню Воинской Славы России.
9. Дети совместно с родителями работая в семейных архивах, изучали до-кументы времен Великой Отечественной, письма с фронта, ордена и медали своих родных.

     Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал можно оформить в виде Книги Памяти.
 В ней названы не только ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны, но и фамилии ближайших родственников школьников. Мы попытались решить проблему гражданской памяти подрастающего поколения: многие школьники не знают о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Многие родители даже не знали своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне. В ходе сбора материала и совместной работы детей, родителей и педагогов мы создали Книгу Памяти. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов.

Тема:
«Бессмертный полк»

Вид проекта: краткосрочный, информационно-познавательный, творческий.

Формы реализации проекта: классный час, игровая и трудовая деятельность детей, просмотр видеоматериалов и познавательное чтение, продуктивная деятельность.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Участники проекта: учащиеся  5 «д» класса, родители, сотрудники детской библиотеки имени В. Бардадыма.

Краткая аннотация:
 Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости.


Идея проекта.
Великая Отечественная война закончилась 71 год назад, наше молодое поколение не слышало рева самолетов и свиста пуль, не видело зарева пожарищ и взрывов бомб, не знало ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне молодое поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов, они, как живой родник питают нашу благодарную память. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
Описание
В Краснодаре  9 мая 2015 года в честь Дня победы состоится шествие «Бес-смертный полк».

 Мы приглашаем всех, кому дорога память о фронтовиках-победителях, сформировать наш «Бессмертный полк» и 9 мая почтить память фронтовиков, пройдя колонной «Бессмертного полка» в Краснодаре.
Что необходимо сделать, как принять участие в гражданской акции «Бессмертный полк»:

1. Изготовить транспарант с фотографией своего солдата.
А). Транспарант можно изготовить своими руками, распечатав фотографию фронтовика и закрепив ее на штендере.
2. Принять участие в шествии «Бессмертного полка».
— сбор участников 9 Мая в 12:30 на пересечении улиц Гимназической и Красной.
— в 13:00 победным строем пройти в колонне по ул. Красной до памятника воинам-освободителям на улице Постовой (напротив парка «Городской сад»), где состоится возложение цветов.
3. Записать деда в полк.


Проблема:
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А подрастающее поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — про-ектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Победа деда – моя победа! » позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых.

Цель  проекта:
Воспитание чувства патриотизма  у  школьников.

Задачи проекта:
• воспитывать нравственно-патриотические чувства  через расширение общего кругозора;
• формировать элементарные знания о людях, воевавших на полях сражений во время Великой Отечественной войны, на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
• обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
• проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
• формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

Сроки проведения:
 март - май 2016г.
Участники проекта
Руководитель проекта:
Задорожняя  Е. В.  учитель русского языка и литературы
Список участников:
1. Гросс Элеонора
2. Густомесова Мария
3. Ковалено Виолетта 4. Тамаровская Анастасия
5. Межуева Ульяна.
6. Хаев Илья
7. Хен Олеся

Принципы работы над проектом.
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленность, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Деятельность участников проекта на различных этапах.
№ п/п Этапы Задачи Деятельность учащегося и родителей Деятельность педагога
1. Подготовительный этап
(март 2015) Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению деятельности. Рассматривание иллюстративного материала, чтение литературы по теме проекта.
Совместное обсуждение с родителями  мероприятий по выполнению проекта. 1.Классный час «Никто не забыт и ничто не забыто»
2.Составление плана работы над проектом.
3. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
4. Разработка конспектов классных часов, презентаций по планируемым темам.
5. Беседа с родителями «Как помочь ребёнку собрать материал о родственнике, воевавшем на войне?»
2. Основной этап реализации
(март- май 2016) Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта
  Сбор информации: посещение  школьной библиотеки и детской библиотеки имени В. Бардадыма, изучение литературы по данной проблеме, просмотр видеоматериалов, беседы с взрослыми об опыте семейного патриотического воспитания, работа в сети Интернет.
Выполнение работ.
 Конкурс рисунков , оформление выставки. 1. Выставка книг «Годы,опаленные войной».
2. Чтение рассказов и стихов о войне, заучивание и выразительное чтение стихов на тему о войне и мире.
3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.
4. Рассматривание иллюстраций, открыток, плакатов о войне.
5. Сюжетно-ролевые игры
6. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
7. Совместные творческие работы (открытки, листовки)
8. Содействие родителей в проведении тематического часа «Победа деда - моя победа! »
9. Выставка рисунков «о войне».
3. Заключительный этап (рефлексия)
(май 2016) Подведение итогов работы над проектом. Проведение классного часа «Победа деда – моя победа». Выступления детей. Беседа «Что мы делали? Для чего мы это делали?» Награждение всех участников проекта за проделанную работу.

Ожидаемые результаты

Для учащихся
Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении творческих работ.
Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.)
                                           
Содержание проекта.

Подготовительный этап.
    Подобрала различные по содержанию консультации для родителей.  После проведения консультаций предложила  совместно с детьми собрать  информацию, подобрать картинки, фотографии, выполнить рисунки.
    Подбор материала: книг, открыток, игр,  иллюстраций по теме; подборка художественной литературы.
 
Основной этап.
Цель:  Воспитание чувства патриотизма  у младших школьников с умственной отсталостью.
• Выставка книг «Детям о войне» (подготовка с помощью родителей).
Цель: знакомство с произведениями художественной литературы.
• Чтение рассказов и стихов о войне, заучивание и выразительное чтение стихов на тему о войне и мире.
Цель: более детальное знакомство с произведениями художественной литера-туры, заучивание и выразительное чтение стихотворений на тему о войне и мире.
• Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.
Цель: более детальное знакомство с художественными и документальными свидетельствами войны с сурдопереводом.
• Рассматривание иллюстраций, открыток, плакатов о войне.
Цель: знакомство с произведениями художников.

• Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь» и т.п.
Цель:  стимулирование речевой деятельности, побуждение к описанию и оценке своего отношения к теме проекта,  эмоциональное выражение своих чувств.
• Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
Цель: объединить детей и родителей общей целью, способствовать их наилучшему взаимопониманию, знакомству с историей семьи.
• Совместные творческие работы (открытки, аппликации, др.)
Цель: стимулирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики и побуждение к описанию и оценке своего отношения продукта своей деятельности, эмоциональное выражение своих чувств.
• Содействие в проведении тематического часа «Победа деда - моя победа!»
Цель: объединить детей и родителей общей целью, способствовать их наилучшему взаимопониманию, знакомству с историей семьи.
• Выставка рисунков «Мир глазами детей».
Цель: побуждение к совместной с родителями продуктивной деятельности, развитие творческих способностей.

Аналитический этап.
Через разные формы деятельности раскрыть ценностную значимость семьи, знания истории семьи, уважения к воинам, развитии чувства гражданственности и патриотизма. Закрепить знания, полученные во время участия в проектной деятельности. Демонстрируются  все творческие работы, выполненные в ходе проекта. Каждый ребёнок рассказывает,  чему научился, что сделал сам, а где требовалась помощь взрослых, друзей. Учитель и воспитатель благодарят всех участников проекта; коллективно  ставятся задачи  дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Фотоотчёт.

Изучение материалов о Великой Отечественной войне.



                                                Экскурсия в школьный музей БОЕВОЙ СЛАВЫ.                                                            
                   

                                  Просмотр презентации о Великой Отечественной  войне.


                                      Знакомство с экспонатами школьной выставки.


Участие в конкурсе рисунков о войне.


Возложение цветов к памятникам воинам, погибшим в годы войны.


Творческая работа. Сочиненияе о прадедушках, воевавших   в годы Великой Отечественной войны.

Работа с книгами о войне, поиск материала.


           Встреча с музейным работником художественного музея Ф.А.Коваленко.
           Рассказ о памятниках  г. Краснодара ,о зверствах фашистов в годы войны.




Защита проекта. "Бессмертный полк"











                   Расклеиваем поздравительные листовки с ДНЕМ ПОБЕДЫ.


                                     Возложение цветов к памятникам.




4 комментария:

  1. Елена Викторовна, спасибо вам за полезную информацию о ведении проектов! Удачи вам в делах!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Викторовна, спасибо вам за полезную информацию о ведении проектов! Удачи вам в делах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Силва Григорьевна,спасибо Вам большое за добрые слова. Зайдите,пожалуйста, на мою страничку "Вести из класса" и примите участие со своими учениками в Ломоносовской олимпиаде.18 января 2017 года(подробная инструкция в блоге на моей страничке). С уважением Елена Викторовна.

      Удалить
    2. Силва Григорьевна,спасибо Вам большое за добрые слова. Зайдите,пожалуйста, на мою страничку "Вести из класса" и примите участие со своими учениками в Ломоносовской олимпиаде.18 января 2017 года(подробная инструкция в блоге на моей страничке). С уважением Елена Викторовна.

      Удалить