Список литературы на лето
в 6 классе по учебнику под редакцией
В.Я.Коровиной.
1. Введение. ПИСАТЕЛИ – СОЗДАТЕЛИ,
ХРАНИТЕЛИ И ЛЮБИТЕЛИ КНИГИ
|
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и
герой. Отношение автора к герою.
Способы выражения авторской позиции.
|
Устное народное
творчество
|
Обрядовый фольклор.
Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние
и осенние обрядовые песни. Эстетическое
значение обрядового фольклора.
|
Пословицы и
поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная
мудрость. Краткость и простота,
меткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. Т.Л. Обрядовый
фольклор. Малые жанры фольклора.
|
Р.К.Детские
колядки и щедровки.
|
Вн.чт. Русские
народные сказки.
|
Из древнерусской
литературы
|
«Повесть временных
лет». Русская летопись.
|
«Сказание о
белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение
народных идеалов (патриотизма, ума,
находчивости).
Т.Л. Летопись.
|
Из литературы XVIII века
|
Русские басни
|
Иван Иванович
Дмитриев. Рассказ о баснописце.
|
«Муха». Противопоставление
труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Т.Л. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
|
Вн.чт. Г.Р.
Державин. Стихотворение «Лебедь».
|
Иван Андреевич
Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
|
«Осел и соловей» -
комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям
истинного искусства.
|
«Листы и корни». Крылов
о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
|
«Ларчик» -
пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Т.Л. Басня.
Аллегория.
|
Произведения русских писателей
XIX века
|
Александр Сергеевич
Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
|
«И.И. Пущину». Светлое
чувство дружбы - помощь в суровых
испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
|
«Узник». Вольнолюбивые
устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
|
«Зимнее утро». Мотивы
единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное
восприятие окружающей природы.
|
Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения
поэтической идеи.
|
Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина (по выбору
учащихся).
|
Р.К. У
литературной карты Краснодарского края. А.С. Пушкин на Кубани.
|
«Дубровский». Изображение
русского барства.
|
Дубровский – старший и Троекуров.
|
Пересказ эпизода « Забавы Троекурова».
|
Протест Владимира Дубровского против беззакония и
несправедливости.
|
Бунт крестьян.
|
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести,
независимости личности.
|
Романтическая история любви Владимира и Маши.
|
Авторское отношение к героям. Т. Л.Эпитет, метафора,
композиция. Стихотворное послание. (начальные представления).
|
Вн.чт. А. С.
Пушкин. «Выстрел». Образ мнимого
романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции.
|
Михаил Юрьевич
Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
|
«Тучи». Чувство
одиночества и тоски, любовь поэта- изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения
стихотворения. Особенности интонации.
|
«Листок», «На
севере диком…», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром.
|
«Три пальмы».
Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Т.Л. Антитеза.
Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая
интонация.
|
Выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова (по
выбору учащихся).
|
Вн.чт. М.Ю.
Лермонтов. «Воздушный корабль».
|
Р.К. У
литературной карты Краснодарского края. М.Ю.Лермонтов на Кубани.
|
Иван Сергеевич
Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
|
«Бежин луг». Сочувственное
отношение к крестьянским детям.
|
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.
Пытливость, любознатель-ность, впечатлительность.
|
Роль картин природы в рассказе.
|
Вн.чт. И.С.
Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Итоговый тест за I четверть.
|
Федор Иванович
Тютчев. Рассказ о поэте.
|
«Неохотно и
несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы,
запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.
|
«Листья» -
символ краткой, но яркой жизни, «С
поляны коршун поднялся…». Противо-поставление судеб человека и коршуна.
|
Афанасий
Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
|
«Ель рукавом мне
тропинку завесила…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как
воплощение прекрасного.
|
«Ещё майская ночь»,
«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение и взаимодействие тем
природы и любви.
Т.Л. Пейзажная
лирика (развитие понятия).
|
Вн.чт. Ф.И.
Тютчев. «Как весел грохот летних
бурь…».
|
Р.К. М.Ю.
Лермонтов. «Казачья колыбельная».
|
Николай Алексеевич
Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
|
« Железная дорога».
Картины подневоль-ного труда. Народ – созидатель духовных и материальных
ценностей.
|
Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
Своеобразие композиции стихотво-рения.
|
Роль пейзажа. Значение эпиграфа.
Сочетание реальных и фантастических картин.
|
Диалог- спор. Значение риторических вопро-сов в
стихотворении.
|
Историческая поэма «Дедушка».
Изображе-ние декабриста в поэзии.
|
Выразительное чтение эпизодов стихотворения «Дедушка».
Героизация декабристской темы и поэтизация христиан-ской жертвенности в исторической
поэме.
|
Т.Л. Стихотворные размеры. Диалог. Строфа (начальные
представления).
|
Вн.чт.
Н.А.Некрасов. « Влас».
|
Р.К. В.П.
Бардадым. «Лик Земли».
|
Николай Семенович
Лесков. Краткий рассказ о писателе.
|
«Левша».
Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
|
Горькое чувство от его униженности и бесправия.
|
Изображение представителей царской власти в повести «
Левша».
|
Едкая насмешка над царскими чиновниками.
|
Особенности языка произведения.
|
Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной
этимологией.
|
Авторское отношение к героям повести.
|
Сказовая форма повествования. Т.Л. Сказ как форма
повествования. Ирония (начальные представления).
|
Вн.чт. Н.С.
Лесков. « Человек на часах».
|
Устное сочинение « Изображение лучших качеств русского
народа в стихотворении Н.А.Некрасова « Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова
« Левша».
|
Писатели улыбаются.
|
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о
писателе.
|
«Толстый и тонкий».
Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
|
Разоблачение лицемерия. Роль художест-венной детали. Т.Л.
Юмор (развитие понятия).
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
|
Е.А.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный
град…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной
природе.
|
Я.П. Полонский. «По
горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства,
передающие различные состояния в пейзажной лирике.
|
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Т.Л.
Лирика как род литературы (развитие представления).
|
Итоговый тест.
|
Выразительное чтение стихотворений
( по выбору
учащихся).
|
Вн. чт. Е.А.
Баратынский. «Родина».
|
Р.К. В. Неподоба. «Солнышко проснулось».
|
Из русской литературы XX века
|
Александр
Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
|
«Алые паруса». Жестокая
реальность и романтическая мечта в повести.
|
Душевная чистота главных героев.
|
Отношение автора к героям. Феерия.
|
Андрей Платонович
Платонов. Краткий рассказ о писателе.
|
«Неизвестный
цветок». Прекрасное вокруг нас.
|
«Ни на кого не похожие» герои
А. Платонова.
|
Вн. чт. А.П.
Платонов. «Июльская жара», «Через
реку».
|
Р.К. В.Б.
Бакалдин. «Царевна – недотрога».
|
Михаил Михайлович
Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
|
«Кладовая солнца».
Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
|
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
|
Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.
|
Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.
|
Сказка и быль в «Кладовой солнца».
|
Смысл названия произведения. Т.Л. Символическое содержание
пейзажных образов.
|
Вн. чт. М. М.
Пришвин. «Синий лапоть».
|
Р.К. С. Хохлов.
«Своя земля».
|
Произведения о Великой Отечественной
войне.
|
К.М. Симонов.
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».
|
Д.С. Самойлов.
«Сороковые».
|
Обучение выразительному чтению стихотворения.
|
Р.К. И.
Беляков. «Вечная юность».
|
Вн.чт. А.А.
Лиханов. «Последние холода».
|
Р.К. К.Обойщиков.
«Бой под Кущевской и Шкуринской».
|
Виктор Петрович
Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
|
«Конь с розовой
гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.
|
Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта,
понятие долга.
|
Юмор в рассказе.
|
Яркость и самобытность героев (Санька Леонтьев, бабушка.
Катерина Петровна).
|
Особенности использования народной речи в художественном
произведении. Т.Л. Речевая характеристика героя. Эпизод. Фабула.
|
Развернутые ответы на вопросы по содержанию рассказа.
|
Устное сочинение « Роль речевых харак-теристик в создании
образов героев рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
|
Вн. чт. В.П.
Астафьев. «Деревья растут для всех».
|
Р.К. В. Попов. «Чабрец».
|
Валентин
Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
|
«Уроки
французского». Отражение в повести трудностей военного времени.
|
Жажда знаний героя.
|
Нравственная стойкость, чувство собственного достоинства,
свойственные юному герою.
|
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
|
Пересказ эпизодов ( по выбору учащихся).Т.Л. Рассказ,
сюжет ( развитие понятий). Герой-повествователь.
|
Подготовка к
устному сочинению по плану.
|
Устное сочинение о главном герое рассказа.
|
Писатели улыбаются
|
Василий Макарович
Шукшин. Слово о писателе.
|
«Срезал». Особенности
шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.
|
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Образ «странного» героя в литературе.
|
Фазиль Искандер. Краткий
рассказ о писателе.
|
«Тринадцатый подвиг
Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
|
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
|
Смысл названия рассказа.
|
Роль деталей в
тексте.
|
Составление характеристики рассказчика по плану.
|
Вн.чт.
В.К. Железников. «Чудак из шестого «Б».
|
Р.К.
А.Д.Знаменский. «Курганы».
|
Родная природа в
русской поэзии 20 века.
|
А.А. Блок. «Летний
вечер», « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной
природе и родине.
|
С.А. Есенин.
«Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Поэтизация родной природы.
|
А.А. Ахматова.
«Перед весной бывают дни такие…». Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.
|
Н.М. Рубцов.
«Звезда полей».
Т.Л. Элементы интонации.
|
Р.К. И.
Варавва. «Степь».
|
Из литературы народов России.
(Обзор)
|
Габдулла Тукай. Слово
о татарском поэте.
|
«Родная деревня»,
«Книга». Любовь к своей малой родине. Книга в жизни человека.
|
Кайсын Кулиев. Слово
о балкарском поэте.
|
«Когда на меня
навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Т.Л.
Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
|
Из зарубежной литературы
|
Мифы народов мира
|
Мифы Древней Греции.
«Подвиги Геракла».
|
«Скотный двор царя
Авгия».
|
«Яблоки Гесперид».
|
Геродот. «Легенда об Арионе». Т.Л. Миф. Отличие мифа от
сказки и легенды.
|
Гомер. Краткий
рассказ о Гомере.
|
«Илиада», «Одиссея»
как эпические поэмы.
|
«Илиада». Изображение
героев и исторические подвиги.
|
«Одиссея». Стихия
Одиссея- борьба, преодо-ление препятствий, познание неизвестного.
|
Храбрость, сметливость( хитроумие) Одиссея. Одиссей - верный
муж, любящий отец, мудрый правитель.
|
На острове циклопов. Полифем.
|
«Одиссея»- песня о героических подвигах, мужественных
людях. Т.Л. Понятие о героическом эпосе.
|
Р.К. Щербина
Ф.А. «Миф о Прометее».
|
Вн.чт. Мифы,
сказания, легенды народов мира.
|
Произведения зарубежных писателей.
|
Мигель Сервантес
Сааведра.
|
Вн.чт. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и
истинных идеалов.
|
Фридрих Шиллер. Рассказ
о писателе.
|
Баллада «Перчатка».
Любовь как благород-ство и своевольный, бесчеловечный каприз.
|
Проспер Мериме. Рассказ
о писателе.
|
Новелла «Маттео
Фальконе». Изображение дикой природы.
|
Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически
сложившихся устоев над цивилизованной.
|
Антуан де
Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
|
«Маленький принц»
как философская сказка и мудрая притча.
|
Мечта о естественном отношении к вещам и людям.
Утверждение всечеловеческих истин. Т.Л. Притча.
|
Вн.чт. Марк
Твен. «Приключения Гекль-берри Финна».
Сходство и различие харак-теров Тома и Гека. Юмор в произведении.
|
Р.К. И.А. Даньков. «Борозда», «Степь».
|
Обобщающий урок.
Итоговый тест.
|
Рекомендации по летнему чтению.
|
О вреде и пользе компьютерных игр для детей
Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр
для детей, это такие вопросы, на которые не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно - все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить
вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое,
портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от
детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ
расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление,
третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. А совместные игры
детей, посредством Интернета или локальной сети, развивают навыки общения.
Компьютерные игры для детей могут быть отличным хобби, которое станет предметом
гордости их родителей: пару лет назад мир облетела новость, что четверо
российских мальчишек победили в международном соревновании по одной из
компьютерных игр и получили, в качестве приза, не малые деньги.Исследуя
проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что
средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм
пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего
времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и
профилактике такого рода воздействий.
Мы предлагаем
рекомендации для родителей, потому что их контроль за детьми необходим для
того, чтобы компьютер из друга не превратился во врага.
Рекомендации для родителей
1. Предлагайте ребенку только качественную
продукцию соответствующую его возрастным и индивидуальным возможностям.
2. Прежде, чем предложить ребенку поиграть в
новую игру, просмотрите сами все задания, оцените их с точки зрения интересов,
навыков, знаний своего сына или дочери.
3. Для обеспечения контроля и личностного
общения участвуйте в игре вместе с ребенком.
4. Соблюдайте
возрастные и психолого-педагогические ограничения в использовании компьютерных
игр.
5. Категорически
нежелательно допускать неограниченной по времени самостоятельной игры. Ребенок
может играть не более 15-20 минут 2-3 раза в неделю.
Чтобы игра имела
действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который
поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того,
как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только
виртуальный, а реальный близкий человек.
Кроме того, только
присутствуя при игре, Вы можете реально оценить, насколько ребенок
перевозбуждается и устает во время игры.
Советы родителям об организации детского чтения
1. Если ваш ребенок
делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову
как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это
незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным
шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
2. Если вы хотите,
чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше
– читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с
удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.
Этот пример может стать заразительным для них.
3. Разговаривайте о
прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите
его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он
что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих
силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами
чтения и задушевных бесед, и это согреет его сердце.
4. Рассказывайте детям
о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других
делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь
или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми взрослыми, которые любят
читать.5. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте
его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно
героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность
слова.
6. Если ваш ребенок
читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в
его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее
с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
7. Побуждайте своих
детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Включайтесь в ее
чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие.
8. Поощряйте ребенка в
посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой всегда, когда сами
идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом.
Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его
рекомендациям как специалиста.
9. Обращайте внимание
детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов,
подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника:
спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании
ребенка.
10. Читая книги, нужные
сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем
и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком
или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про
собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали
книги, но и они собирали вас».
11. Подпишитесь на
журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть
ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать».
12. Выбранные самостоятельно
периодические издания он будет читать охотнее.
13. Покупая книгу
ребенку, обращайте внимание на издательство, выпустившее книгу. Среди
издательств детской книги общее признание получили в нашей стране издательства
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РОСМЭН, АЗБУКА, ЛИЦЕЙ, БЕЛЫЙ ГОРОД, САМОКАТ, ДРОФА.
14. Чтобы предотвратить
близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ. Приклейте
на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5-7
секунд, столько же времени на дальний объект, находящийся на улице.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОБРЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если ребёнок провинился...
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОБРЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если ребёнок провинился...
- Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
- Ясно определите,что Вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Не показывайте готовых решений.
- Не унижайте ребёнка словами типа:" А у тебя вообще голова на плечах есть?"
- Не угрожайте: " Если ты ещё раз сделаешь - ты у меня получишь".
- Не вымогайте обещаний, для ребёнка они ничего не значат.
- Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не-"Ты плохой", а - "Ты поступил плохо".
- После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий