Русский язык

Сборник дидактического материала (изложений) для 5 (норма ),7 (ЗПР) классов по русскому языку учителя русского языка и литературы ГБОУ школы-интерната г. Краснодара Задорожней Е.В.


"Прогулки по маленькому Парижу"


Аннотация.

       Пособие представляет собой сборник текстов для изложений для 5 – 7 классов школы II  вида. Тексты  могут быть использованы на уроках русского языка  в разделе  развития речи  в целях реализации обязательного минимума. Тексты содержат краткий рассказ об истории города Краснодара. Сборник знакомит учеников с историей улиц,  подробно рассказывает о памятниках,соборах,музеях-заповедниках любимого города.
      Без внимания автор не оставил и современные достопримечательности города,такие как памятник кошельку и океанариум. 
    Основная цель пособия  - формирование у учащихся необходимых знаний в области культуры речи и применение этих знаний в письменной и устной речи. Оно поможет овладеть навыками анализа текста, повысить уровень грамотности. Ни в одном виде письменных работ теоретические знания не соприкасаются так тесно с практическими навыками, как в изложении. Термин “изложение ” в данном пособии понимается широко – как работа по восприятию, осмыслению и передаче не только содержания текста но и его художественно – стилистических особенностей.

                                                             Текст №1                 

                                                 История города Краснодара.

   На юге нашей страны, берегу реки Кубань расположился город Краснодар. История города начинается ещё с далёкого 1793 года. В 1792 году Черноморскому казачьему войску императрица Екатерина II выдала грамоту. В ней пользование передается земля, ограниченная рекой Кубанью и Азовским морем. Сначала казаки выстроили военный лагерь, который постоянно укреплялся и вскоре  превратился в настоящую крепость. И через год её назвали Екатеринодар, в честь великой императрицы. 
    В 1860 году это поселение становится центром Кубанской области. История города меняется с появлением железной дороги. Из обычного военного лагеря он перерастает в город, который становится большим торгово-промышленным центром Северо-Кавказского региона.
   Во время Гражданской войны город стал основным прибежищем белой армии. Но 7 декабря 1920 года история Краснодара кардинально изменилась. Именно в этот день власть окончательно перешла в руки революционеров. И с тех пор город носит имя Краснодар.
                                                           
                                                                 П Л А Н
1. Расположение города Краснодара.
2. История города.
3. Город во времена Гражданской войны.

                                        Вопросы для самопроверки:

1. С какого времени начинается история города?
2.  Кто выдал грамоту Черноморскому казачьему войску, в которой земли на реке Кубань стали принадлежать казакам?
3.  Почему в 1860 году это поселение становится центром Кубанской области?
4. Кто назвал город именем Краснодар?

СЛОВАРЬ: казачье войско, императрица, грамота, казаки, военный лагерь, крепость, Гражданская война, революционеры.


                                                                ТЕКСТ №2
                                                          
                                                            Улицы города.

   Часть названий улиц города Краснодара имеет более чем вековой возраст. 
Улица Красная находится в самом центре города. Здесь расположено большое количество древнейших памятников архитектуры. Многие думают, что название улицы было дано в честь Красной армии. Слово «красный» в древнерусском языке означало «красивый». Долгое время на этой улице находились лишь ветхие постройки. Со временем она стала отстраиваться и меняться внешне, что соответствовало названию. История Краснодара помнит несколько её переименований: сначала в Николаевский проспект, затем она носила имя  Сталина. Однако в 1957 году ей вернули старое название - Красная.
     Но многим улицам так и не вернули первоначальное название. 
                                                   
                                                              П Л А Н 

1. Расположение улицы Красной.
2. Происхождение названия главной улицы Краснодара.
3. История переименований.



                                          Вопросы для самопроверки:

1. Назовите старинные названия улиц Краснодара.
2. Что означает название - Красная улица?
3. Как иначе называлась улица Красная?
4.Выпишите словарные слова, дайте им толкование.
5. Составьте план текста.

СЛОВАРЬ: вековой возраст, памятники архитектуры, Красная армия, ветхие постройки, отстраиваться, переименования, проспект, первоначальное название.


                                                        
                                                          Текст №3

                                                    Русский Париж.

   Иногда наш любимый город  Краснодар называют русским Парижем. Буйная растительность, множество  кафе на тенистых аллеях, скверы и фонтаны – всё это летом действительно напоминает столицу Франции. По городу можно погулять, увидеть достопримечательности города, интересные места, посетить музеи и выставки.
     Одна из любимых улиц жителей Краснодара является улица Красная, на которой расположена филармония. Это одно из самых крупных на юге России концертных учреждений, обладающее огромным творческим потенциалом. Филармония занимает красивый трехэтажный особняк, построенный в 1909 году по проекту знаменитого архитектора Ф.О.Шехтеля. Филармония была основана в 1939 году.  А в конце семидесятых годов прошлого века при филармонии была восстановлена концертная деятельность известного за пределами нашей страны Кубанского казачьего хора.
   Мы очень любим свой город и гордимся его историческим прошлым.

                                                      П Л А Н 
1.  Маленький Париж.
2.  Филармония.
3.  За что мы любим свой город.

 Вопросы для самоконтроля:

1. Почему Краснодар называют  русским Парижем.
2. Почему одна из любимых улиц краснодарцев -  Красная?
3. За что мы любим свой город?

Словарь: Париж, растительность, кафе, достопримечательности, филармония, потенциал, особняк, архитектор, Кубанский казачий хор.

                                                                      Текст №4

                                                      Памятник  Екатерине II.

       Памятник Екатерине II , расположен в Екатерининском сквере, он был открыт в 1907 году.  Проект композиции  разработан знаменитым художником и скульптором М. Микешиным в 1895 году. Скоропостижная кончина автора не позволила ему завершить работу. Продолжил её скульптор Б.Эдуардс.
       Во время Гражданской войны памятник был разрушен. Новый памятник создал кубанский скульптор А.Аполлонов, который использовал в работе снимки уничтоженного сооружения, чертежи и архивные документы.
      Императрица выглядит величаво, она облачена в царскую порфиру. В руках она держит скипетр и державу. На центральной части постамента высечен текст жалованной грамоты от 1792 года. Ниже на фоне войсковых знаков и боевых знамён изображён князь Потёмкин. Справа расположились три кошевых атамана казачьего войска.
     Памятник Екатерине II  стал визитной карточкой города Краснодара, символом единства многих поколений черноморских, кубанских, донских и запорожских казаков.

                                                                 П Л А Н

 1.     Расположение памятника Екатерине II.
 2.     Рассказ об авторах.
 3.    Описание  постамента.
 4.   Визитная карточка города.

                                        Вопросы для самопроверки.

 1. Где находится памятник Екатерине II?
 2. Кто разработал проект и кто завершил его строительство?
 3. Кто из кубанских скульпторов создал заново памятник?
 4. Дать толкование словам: порфира, скипетр, держава.
 5. Почему памятник стал визитной карточкой города? 
Словарь: композиция, скульптор, архив, императрица, скипетр, держава, порфира, визитная карточка,  кошевые атаманы, символ единства.
   
                                                               Текст №5

                                               Город Краснодар - необычный город.

    Город Краснодара – необычный город. Оригинальные композиции можно встретить на многих улицах. Многочисленные туристы, приезжающие в город могут увидеть самые различные достопримечательности. И один из них - городской Океанариум. 
    Океанариум, бесспорно, является гордостью горожан. Он самый крупный на юге нашей страны. Его построили в 2011 году, занимает он территорию площадью три тысячи квадратных метров. Здесь расположились десятки аквариумов, населённых несколькими тысячами морских животных и рыб. На территории смонтирован один из крупнейших в нашей стране цельных аквариумов. Объём этого грандиозного сооружения – 55 тысяч литров. Он населён морскими хищниками, наблюдать за повадками которых можно через специальное смотровое стекло. «Океан Парк» в целом вмещает более 850 тысяч литров воды. Она регулярно очищается с использованием мощных фильтров. Помещения оборудованы инновационной системой вентиляции и кондиционирования. Во время строительства было использовано около сорока тонн сверхпрочного стекла с добавлением акрила.
   Жители города  и гости южной столицы приходят в океанариум со своими детьми, чтобы посмотреть и полюбоваться морскими животными, населяющими воды нашей планеты.  

                                                                 П Л А Н
1. Город Краснодар - необычный город.
2. Океан Парк - самый крупный на юге страны.
3. Место отдыха гостей и жителей города Краснодара.

                                         Вопросы для самопроверки:

1. Что можно увидеть на улицах города Краснодара?
2. Почему океанариум  является гордостью горожан?
3. Для чего жители и гости южной столицы приходят в океанариум?

Словарь: Оригинальные композиции, туристы, достопримечательности, Океанариум, аквариум, южная столица.



                                                                 ТЕКСТ №6

                                    Екатерининский кафедральный собор.

      Екатерининский кафедральный собор - основной храм кубанской епархии, является одним из крупнейших в стране храмов, расположен он на улице Коммунаров 52.
    Вначале это была церковь Святой Екатерины, построенная в далёком 1814 году благодаря протоирею Кириллу Россинскому.
  В 1888 году царский поезд сошёл с рельс возле Екатеринбурга, но по счастливой случайности никто из царской семьи не пострадал и поэтому было принято решение о строительстве в городе Екатеринодаре великого собора с семью престолами. И только через четырнадцать долгих  лет он был построен.  В годы революции и гражданской войны в соборе не проводились богослужения, в тридцатые годы  его  превратили в складские помещения и даже пытались разобрать на строительные материалы. Тем не менее в страшном 1942 году в нём начали проводить службы, несмотря на то, что там находился военный склад. И только в 1985 году прошла масштабная реконструкция, расписаны заново внутренние помещения, установлены ажурные кованые ворота в стиле старого города..
    Сегодня храм посещают многие верующие люди, там проводят богослужения и праздничные литургии. 
                                                              П Л А Н 

1. Екатериновский собор - основной храм Краснодара.
2.История строительства.
3. Храм и современность.

Словарь: кафедральный собор, епархии, протоирей, революция,  гражданская война, реконструкция, богослужения.

                                          Вопросы для самопроверки:

1.Гду находится Екатерининский кафедральный собор?
2.Почему построили в Екатеринодаре собор?
3.Кому принадлежит идея строительства одного из крупнейших храмов  в стране?

                                 
                                                             ТЕКСТ № 7

                                                Мемориал жертвам фашизма.

     Самые главные достопримечательности Краснодара – это памятники и мемориалы, посвященные воинам и жертвам Великой Отечественной войны. Этот мемориал находится в Чистяковской роще, в самой посещаемой горожанами и туристами зеленой зоне города. 
      Скульптурная композиция была открыта в 1975 году, к тридцатой годовщине Великой Победы. Ежегодно ветераны войны со всей страны и молодые жители города 9 Мая приезжают сюда, чтобы поклониться праху жертв фашизма. Место для этого комплекса выбрано не случайно – в годы войны здесь находились противотанковые рвы, в которые фашисты сбрасывали тела жителей города, отравленных газом. В композиции увековечена память о тринадцати тысячах мирных жителей Краснодара, которые погибли во времена жесточайшего фашистского террора. Тринадцать зеленых квадратов, являющихся частью этого комплекса, символизируют эту страшную цифру.
     Эта скульптурная композиция представляет собой собирательный образ краснодарского народа. Здесь можно увидеть фигуру старца и солдата, совсем молодого юноши и маленькой девочки. На мраморной плите высечено обращение к потомкам: «Помните, помните, помните, люди. Имя убийцы - фашизм!» Проект этого памятника разработали архитектор И. И. Головарев и скульптор И. П. Шмагун.
                                                                      П Л А Н 

1.Расположение мемориала жертвам фашизма.
2. История создания скульптурной композиции.
3. Собирательный образ краснодарского народа.

Словарь:   мемориал, достопримечательности, композиция, противотанковые рвы, фашистский террор.

                                              Вопросы для самопроверки:

1. Где находится мемориал жертвам фашизма?
2. Какие слова высечены на мраморной плите?
3. Скульптурная композиция – это собирательный образ кого?
                                             
                                                            ТЕКСТ №8

                           «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

          В самом центре города стоит памятник, созданный по мотивам известной картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Он посвящен 120-летию посещения Кубанского края И. Е. Репиным. 
      В 1888г. И.Е. Репин приехал в Екатеринодар в поисках типажей для картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». После разгона Войска Запорожского Екатериной II, значительная часть казаков, спасаясь от преследования властей, переселилась на Кубань, и во многих семьях еще сохранялись дедовские атрибуты славного прошлого – казацкая одежда, старинные сабли, пики и пищали. Репин посетил станицу Пашковскую, где жили потомки запорожцев, герои Крымской войны, и сделал с них десятки набросков для будущей картины. Сюжет картины художника посвящен историческому эпизоду, характерному для казацкой вольницы. Когда в 1676г. султан Османской империи Мухаммед, изнуренный стычками с казацким войском, послал им ультиматум с требованием сдаться, кошевой атаман Иван Серко послал ему ответное письмо, в котором отвергал это предложение с истинно казацким юмором и в выражениях, которые современные дипломаты сочли бы непарламентскими. 
         Бронзовый памятник был создан в 2008г., его автор – известный скульптор В. Пчелин. 
                                                                       
                                                               План:

1. Посещение Кубанского края И. Е. Репиным.
2. История создания картины.
3. Памятник - замечательная иллюстрация демократичности и свободолюбия.

Словарь: типаж, турецкий султан, атрибуты, сюжет, вольница, кошевой атаман.

                                         Вопросы для самопроверки:

1. В честь какого события был создан памятник?
2. Зачем художник И.Е.Репин посетил станицу Пашковскую?
3. Когда был создан памятник и кто его автор?





                               




______________________________________________________________-


___________________________________________















_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________--------______________________________________________________________________________________________________________________________________________




1.Тренировочные упражнения по теме "Вводные слова".


1 Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

А. 1. И скоро ль на радость соседей-врагов могильной засыплюсь землею? (П.). 2. Я к сожалению доложен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.). 3. Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали, горло сохло (Т.) 4. Как бы неровен час чего не спалило? ( Ч.). 5. К нашему счастью взошло наконец прекрасное солнце {Пришв.). 6. К своему полному разочарованию мальчик не видел ни плакучих ив ни серого неба {Кат.). 7. К удивлению Пети в участке не было ни воров и пьяниц ни босяков 8. Найденов к изумлению Нагульнова в одну секунду смахнул с плеч кожанку присел к столу (Шол.).
Б. 1. Отец как видно был сведущ только в совете копить копейку (Г.). 2. Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л..). 3. Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу (Л.). 4. Правда смех Лизы мне показался принужденным (Т.). 5. В самом деле ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.). 6. Героиней этого романа само собой разумеется была Маша (Л. Т.). 7. Очевидно город этот жил всеми силами своей жизни (Л. Т.). 8. Платок был отличный и наверное стоил копеек сорок (М.-Сиб.). 9. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении (Кор.). 10. Щенок видать из породистых (Нов.-Пр.). 11. Действительно босой мальчик в своей рваной кацавейке больше походил на пастушонка {Кат.). 12. Да несомненно поезд остановился (Кат.). 13. После этого по сути и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем (Шол.). 14. А мечтал он может статься подойти путем другим у окошка постучаться жданным гостем дорогим (Твард.).
В. 1. По моему суждению пожар способствовал ей много к украшению (Гр.). 2. Ведь я как вам известно из рядовых (Г.). 3. По словам капитана до ближайшего пор¬та остается два дня пути (Гонч.). 4. Я как уже сказано никогда не отличался красноречием (Т.). 5. Но по слухам какая-то часть упорно сражалась под Каменском не про¬пуская немцев на Лихую (Фад.). 6. Погода в районе их дома была по мнению Софьи Ивановны гораздо луч¬ше, чем на всей улице (Павл.).
Г. 1. Стало быть вы не хотите перейти во владение Троекурова (П.). 2. Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Иван Никифорович напротив больше молчит (Г.). 3. Впрочем он был в душе добрый человек (Г.). 4. В письме Петрухиной матери было послано во-первых благословение во-вторых поклоны всех и наконец известие о том, что Аксинья пошла в люди (Л. Т.). 5. Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку думая хорошо (М. Г.). 6. Чапаев никогда не отказывался от вмешательства в подобные дела; наоборот он любил разобрать все сам и вывести разных него¬дяев на чистую воду (Фурм.). 7. Таким образом игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии (Кат.).
Г. 1. Словом они были то что говорится счастливы (Г.). 2. Я присмотрелся попривык к окружающим меня явлениям или вернее сказать чудесам природы (Акс.). 3. Нрава Татьяна была весьма смирного или лучше ска¬зать запуганного (Т.). 4. Признаться сказать ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.).
Д. 1. Струсил ты признайся когда молодцы мои на¬кинули тебе веревку на шею? (П.). 2. Я вам расскажу всю истину только пожалуйста не выдавайте меня (Д.). 3. Где же это позвольте бьио? (Павл.)Л. А я видите ли никогда не служил (Пан.).

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Море огромное лениво вздыхающ..е у берега уснуло и (не) подвижно (в) дали облитой голубым сиянием луны. Мя..кое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков (не) подвижных и (не) скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется что небо все ниже накл..ня..тся над морем желая понять то о чем шепчут (не) угомо..ные волны сонно всползая на берег.
Поро..шие деревьями горы резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. Одетые теплой ласковой мглой южной ночи суровые контуры гор округлились.
У костра тихо вздыха..т Рагим старый крымский чабан высокий седой со..же..ный южным солнцем сухой и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня от..рвавш..гося от родной горы одетого тенью поро..шего мхом камня п..чального хмурого. На тот бок его который обращен к морю волны набр..сали тины водор..слей и обвеш..ный ими камень кажется пр..вяза..ным к узкой едва виднеющ..йся пе..а..ной полоске отд..ляющ..й море от гор.
На сердце чисто легко и нет иных желаний кроме желания думать.
Море темное могуче размахнувш..еся светле..т местами на нем появляются (не) брежно броше..ные блики луны.
Рагим расскажи сказку прошу я старика.
Унылым р..ч..т..тивом стараясь сохранить св..еобразную мелодию, он рассказыва..т о гордом Соколе который любил свободу больше жизни.
(По М. Горькому).



2. Тренировочные упражнения по теме "Обособление".



Упражнение 1. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Науки чуждые музыке были постылы мне (П.). 2. У крыльца стояло несколько повозок запряженных гуськом (Акс.). 3. Стройный тонкий стан и широкие плечи Печорина доказывали крепкое сложение способное переносить все трудности кочевой жизни (Л.) .4. Небольшой новый армячок надетый внакидку чуть держался на узеньких плечах мальчика (Т.). 5 На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). 6. Даже березы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме (М.-Сиб.). 7. Это была улыбка необыкновенно добрая широкая и мягкая, как у разбуженного ребенка (¥.). 8. Шепот ветвей раздавался отчетливо и близко ничем не отдаленный и не прикрытый (Кор.). 9. Листва из-под ног выходит плотно слежалая серая (Пришв.). 10. Стихи стоят свинцово тяжелы, готовые и к смерти и к бессмертной славе (Маяк.). 11. И мгновенно где-то за лесом стоящие зенитки начинают обстреливать вражеский самолет (Вс. Ив.). 12. Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшим дубняком и кленом еще хранившими багряную листву (Фад.). 13. Многие деревья стояли уже обнаженные и черные, как поздней осенью (Пауст.). 14. Вспоминается что-то, сохранившееся в памяти еще с детских лет. 15. Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться.
1. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой (П.). 2. Об-витое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку темную и прохладную (JI. Т.). 3. Меня давит эта жизнь нищая скучная (М. Г.). 4, Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и седой (Марш.). 5. По дорожке чистой гладкой я прошел не наследил (Ее.). 6. Клокочет голос меди трудовой в осенний полдень сумрачный и мгли-стый (Багр.). 7. Небо раскрылось в вышине прозрачно-льдистое и го-лубое (Фад.).
III. 1. На крик его явился смотритель заспанный (Т.). 2. Две ба-рышни взволнованные подбегают к ней [Любочке] (Ч.). 3. Люди же изумленные стали как камни (М. Г.). 4. Софья одетая лежала на крова-ти в своей комнате в состоянии страшного никогда не испытанного с такой силой смятения {Марк.).

Упражнение 2. Перепишите, ставя, где нужно, запятую.
1. Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная под-руга скупости помогла ей еще более развиться (Г.). 2. Добычи рыноч-ной остаток давно Лукич рублей десяток в жилете плисовом носил (Ник.). 3. На хламе всегда с трубкой в зубах лежит больничный сторож старый отставной солдат (Ч.). 4, Шахтеры выходцы из центральных российских губерний и с Украины селились по хуторам у казаков род-нились с ними (Фад.).
1. Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова старичок (Ч.). 2. Ухаживала за мной одна девушка полька (М. Г.). 3. А враги дурни думают что мы смерти боимся (Фад.).
1. Угрюм и одинок грозой оторванный листок я вырос в сумрач-ных стенах душой дитя судьбой монах (Л.). 2. Доктринер и несколько педант он любил поучи¬тельно наставлять (Герц.). 3. Вот оно объясне-ние (Л. Т.). 4. Он Челкаш чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак (М. Г.). 5. Слезы унижения они были едки (Фед.). 6. Нас русских двое только было а все остальные латыши (Я. О.).
1. А что касается до обеда — у меня, брат, есть на примете при-дворный официант: так собака накормит что просто не встанешь (Г.). 1. Никогда грешница не пью а через такой случай выпью (¥.).
1. Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему ближай-шим соседом (П.). 1. Чемодан внесли кучер Селифан низенький чело-век в тулупчике и лакей Петрушка малый лет тридцати в подержанном сюртуке (Г.). 2. Бутлер охотник до лошадей тотчас же оценил добрую силу первой лошади (Л. Т.). 4. Мой брат Петя учитель чудесно поет (Ч.). 5. Лежит под курганом поросшим бурьяном матрос Железняк партизан (Мих. Голодный). 6. Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрям¬цем и в учении (Коч.). 7. В восьми верстах от Кизляра конечного пункта железной дороги в вагон Кочубея вошел представитель двенадцатой армии (Пере.).
1. Дочь Дарьи Михайловны Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться (Т.). 2. А братья Ани Петя и Андрюша гимнази-сты дергали его [отца] сзади за фрак и шептали сконфуженно (¥.). 3. Что же твой брат Илья с солдатом сделал? (¥.). 4. У печки зна¬менитый писатель Чернобылин ел рыбу с брусникой и поминутно оглядывался (А. Н. Т.). 5. Остальные братья Мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем (Шол.).
1.Богатхорош собою Ленский везде был принят как жених (П.). 2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке (Ч.). 3. При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной по-роды по имени Арапка (¥.). 4. Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (Маяк.). 5. Хозяин мас-терской был немец по фамилии Фёрстер (Н. О.). 6. Как старый артил-лерист я презираю этот вид холодного украшения (Шол.).

Упражнение 245. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Савельич дремля качался на облучке (П.). 2. Ребенок иногда вдруг присмиреет сидя подле няни и смотрит на все так пристально (Гонч.) 3. Он никогда не говорил но как-то грозно улыбаясь молчал о ней (Герц.). 4. Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка с сусальным золотом на хвосте и гребешке (Т.). 5. Месяц золотясь спускался к степи (Л. Т.). 6. Ворча и оглядываясь Каш-танка вошла в комнату (Ч.). 7. Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь сверкая на солнце (Кор.). 8. Он [Павел] начал приносить книги и старался читать их незаметно а прочитав куда-то прятал (М. Г.). 9. Отдохнув он собрался уходить (Фед.). 10. Морозка опустил ме-шок и трусливо вбирая голову в плечи побежал к лошади (Фад.). 11. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее (Фад.). 12. Отправляя Метелицу в разведку Левинсон наказал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью (Фад.). 13. Длинная стружка туго завиваясь штопором лезла из рубанка (Кат.) 14. Перед старыми заводами возникали Десятки серьезных проблем не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей (Коч.).
1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Гр.). 2. Ищущие проявления силы обраща¬лись внутрь и никли увядая (Гонч.). 3. Он спал не разде¬ваясь (Л. Т.). 4. Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (М. Г). 5. Он работал не покладая рук ("Ж Г.). 6. Дмитрий слушал его нахмурясь (М. Г.). 7. Ужинали не спеша и почти молча (Марк.). 8. К работе можно приступить на¬чиная с будущей недели. 9. Все эти дни начиная с вос¬кресенья шли дожди. 10. Расчеты сделаны исходя из средних норм. 11. Машина шла не задерживаясь. 12. Дети бро¬сились бежать не оглядываясь. 13. Мы не шутя это пред¬лагаем. 14. Ученик отвечал на все вопросы не задумыва¬ясь. 15. Рассказчик замол-чал смутившись.

3. Тренировочные упражнения по теме "Сложные слова","Слова с пол и полу",Словарные слова".

1. Вставьте пропущенные буквы.
Кров..наполнение, кров..носный, кров..жадный, кров..останавливающий, кин..матограф, кин..кадр, медал.носец, орден..носец, мед..плавильный, мед..варе..ный, контр..марка, ум..лишё..ный, ум..настроение, ум..помрачительный, сум..сшедший, ави..почта, аэр..сани, агр..культура, электр..кабель, электр..фицирова..ный, газ..а..паратура, газ..фикация, центр..стр..мительный, центр..фуга, себ..любивый, себ..стоимость, сем..новодство, сем..ножка, сем..почка, песн..пение, песн..творчество, кост..резный, кост..дробильный, кон..крад, дальн..бойный, дальн..струйный, псих..терапия, псих..стения, сорок..ножка, сорок..летний, тысяч..летие, одн..томник, девяност..метровый.

2. Раскройте скобки; объясните написания.
(Полу) гостиница, (пол) литра, (пол) литровка, (пол)литровый, (пол)Европы, (пол)круга, (пол)игры, (пол)одиннадцатого, (пол)века, (пол) оборота, (полу) оборот, (полу) ответственный, (пол) арбуза, (пол.)шестого, (пол)осьмушки, (пол)суток,, (пол)дюйма, (пол)очка, (пол) тысячи, (пол)Ныо-Йорка.

3. Раскройте скобки.

(Счётно)аналитический центр, (слепяще)яркий свет, (прямо) противоположное утверждение, (равнодушно) спокойный тон, (равномерно)замедленное движение, (жизненно) правдивое изображение, (американо) (западно) германские переговоры, (радикально) излечивающее лекарство, (идейно)рыхлые лекции, (средне)азиатские монеты, (истинно)революционный подход, (ярко)героическая личность, (изобразительно)пространственное решение, (индо )малайские отношения, (задумчиво)благосклонный вид, (янтаро) содержащая порода, (торопливо) смиренная походка, (томительно) жаркий день, (женски)проницательные замеча­ния, (печально)знакомое происшествие, (центрально)американские страны, (взаимно)противоположные взгляды, (взаимно)выгодный договор, (промышленно)развитая страна, (практически) чистый кислород, (аккордно)премиальная система, (конкретно) исторический подход, (гениально)простое решение, (кисло)молочные сыры, (аварийно)спасательные средства, (мучительно)долгий день, (испуганно)вопросительный взгляд, (транспортно)эксплуатационные расходы (ослепительно)синее небо, (пространно)расплывчатый способ выражения, (автомо- бильно)транспортные предприятия, (небрежно)снисходительный тон, (детски)наивный вопрос, (безмятежно)спокойная природа, (пронзительно)резкий голос, (валютно) финансовый кризис, (печально)прославленный герой, (чудовищно)глупая мысль, (назидательно)скорбный вид.

4. Правописание предлогов и союзов.

Перепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
А) 1. Из (за) пазухи выглядывала совсем крохотная мордочка маленькой черной собачки (Лид.). 2. В (виду) большой загруженности ателье прием новых заказов не производится. 3. (На) счет квартиры не беспокойтесь (Лид.). 4. Сильный ветер гнал воду к устью Лефы, (в) следстви.. чего река вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину (Арс.). 5. (В) течени.. реки произошли большие перемены. 6. (В) те- чени.. всего года о нем не было ни слуху ни духу. 7. В одном из окон показалось женское лицо, и (в) след (за) тем на пороге появился мужчина (Арс.). 8. (В) нутри избы были две комнаты (Арс.). 9. Черные прищуренные глазки дерзко выглядывали из (под) неровных ресниц (Т.).
Б) 1. «(От) чего вино не нагрето?» — спросил Пеночкин довольно резким голосом (Т.). 2. Ему предложили бросить работу и идти домой, (от) чего он отказался. 3. По голосу его, (по) тому, как он вдыхал запах лесной воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только (по) тому, что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 4. Видя, что все мои усилия заставить себя решать задачи тщетны, я отправился на прогулку. (При) том же и жара немного спала. 5. (При) том же доме находился большой сад. 6. Мы выпили по стакану воды, (при) чем старик нам кланялся в пояс (Т.). 7. (По) этому признаку и (по) тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 8. Леонтьев был страстный охотник-рыболов. (По) этому он выбрал самый лесистый район (Пауст.). 9. Она любила Ричардсона не (по) тому, что (бы) прочла, не (по) тому, что (б) Грандисона она Ловласу предпочла (П.).
В) 1. (В) течен.. дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течен.. военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени.. часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени.. романа. 5. (В) следств.. подчиненного положения Якова в пансионате товарищи обращались с ним небрежно (Т.). 6. (В) следстви.. по делу арестованного вмешались предста¬вители общественных организаций. 7. (В) последств.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей за¬держки (Арс.). 8. У многих русских рек, (на) подоби.. Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 9. (В) течен.. всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 10. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби.. глиняных котов (П.). 11. (В) следств.. какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.). 12. (В) продолжени.. всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Имени...ик беше...о вопил и...тупле...о размахивая над головой рва...ым башмаком стаще...ым (в)торопях с ноги (на)смерть перепуга...ого соседа. Изумле...ые гости и родстве...ики в первую минуту ошеломле...о застыли но потом под градом масл...ых варе...иков пуще...ых в их сторону взбеше...ым имени...иком вынужде...о отступили к отворе...ым дверям. Изме...ики! Подсунуть мне бе...прида...ицу за которую (н…)кто гроша лома...ого не давал отчая...о визжал он возмуще...о скача на кова...ом сундуке застеле..ом продра...ой клеенкой. Она (не)воспита...а и (не)образова...а (не)слыха...о глупа и (не)вида...о уродлива к тому(же)  и вовсе (бе…)прида...ого кричал он швыряя дра...ый башмак в (не)давно купле...ый соломе...ый абажур лимо...ого цвета. Броше...ая (в)след за ним палка копче...ой колбасы угодила в стекля.. .ую вазу наполне...ую д..ст..л...рова...ой водой и вместе с ней рухнула на (коротко)стриже...ую краше...ую под каштан голову обвине...ой во всех грехах бе...прида...ицы с уязвле...ым видом жавшейся у двери. Та, ране...ая в голову колбасой, карги...о взмахнув обнаже...ыми по локоть руками и сдавле...о пискнув повалилась в квашню с замеш...ым тестом увлекая за собой рождественскую елку увеш...ую слюд..ными игрушками посеребре...ыми сосульками и с золоче...ой звездой на самой макушке. Восхище...ый произведе...ым эф...ектом, имени...ик упое...о пританц...вывал на выкраше...ом масл.. .ой краской комоде инкру-стирова...ом тисне...ой кожей куда он перебрался с сундука непосредстве...о после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы вызва...ой его экзальтирова...ым поступком.

___________________________________________________________________________




ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «САМЫЙ УМНЫЙ!»

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Цели внеклассного мероприятия:
-         обобщить, систематизировать изученный материал по русскому языку.
-         способствовать развитию связной речи, интеллектуальных способностей учащихся.
-         развить способности быстро ориентироваться в сложной ситуации; воспитать качества: находчивость, выдержку, терпеливость, уважение к другим людям.
Ход игры
Ведущий: Добрый вечер. Мы начинаем турнир наших юных претендентов на звание «Самый умный». В игре принимают участие учащиеся 8-ых классов. От каждого учебного коллектива выступают по 6 человек.
Ребята занимают свои позиции. Начинается представление участников. Каждый коротко расскажет о себе, своих увлечениях.
Ведущий: Объявляю начало поединка, который состоит из трёх раундов. В первом раунде участники должны дать ответы на вопросы из различных разделов науки о языке. Даётся четыре варианта ответа, надо выбрать один верный. Участникам даётся 5 секунд на размышление. После по команде «ответ» вы должны поднять сигнальные карточки (а, б, в или г). Жюри подсчитывает баллы. В итоге во второй турнир переходят 6 лучших участников.
Задания первого турнира.
1.     Отметьте слова, в которых звонкий согласный не оглушается.
а) гараж         б) зубки    в) плавить        г) выплавка
2.     Какое слово не имеет окончания?
а) упал                                         б) выстрел
в) побег                                         г) отсюда
3.     Какое слово является многозначным?
а) инжир                                б) барокамера
в) лапа                                     г) компьютер

4.     Отметьте существительные женского рода.
а) тюль                                         б) мозоль
в) шампунь                                    г) сирота
5.     Какое прилагательное является качественным?
а) крепкий                              б) греческий
в) помещичий                            г) золотой
6.     Какое местоимение не изменяется по родам?
а) он                                                    б) кто
в) всякий                                            г) чей
7.     В каком словосочетании есть числительное?
а) троится в глазах          б) втрое дороже
в) трёхактная пьеса               г) три книги
8.     Найдите глагол в форме изъявительного наклонения.
а) найдите                                  б) взял бы
в) возьму                                    г) строить
9.     Какие предложения являются побудительными?
а) Жизнью пользуйся, живущий.
б) И скука же, братец ты мой.
в) Уеду отсюда завтра.
г) Прощайте, встретимся позже.
10.                 В каких словах одна буква обозначает два звука?
а) ведать                                  б) Япония
в) чувство                                г) доской

11.                Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?
а) раскосый                               б) вверх

 в) недаром                                г) вводить
12.                В каких предложениях есть синонимы?
а) По реке шел пароход и тащил две баржи.
б) Он свой везде, желанный всюду.
в) Заперт замок на замок.
г) Уйдём из этого царства скуки и скорби.
Ответы:
1.     В  2.  Г  3. В  4. Б  5. А  6. Б  7. Г  8. В  9. А  10. Б 11. А 12. Б
Жюри подводит итоги. Называются имена тех, кто переходит во второй тур.
Ведущий: Необходимо установить порядок выступления участников. Для этого поиграем в «Дешифровщика». Слово зашифровано, но буквы, которые вы должны угадать, расположены в определенной последовательности, как на панели телефона (панель изображена на доске). 1
2
а б в г
3
д е ж з
4
и й к л
5
м н о п
6
р с т у

7
ф х ц ч
8
щ ш ъ ы
9
ь э ю я
Перед вами цифры 56759549, расшифруйте слово, запишите на листочке, отдайте жюри.
Ответ: орфоэпия
Ведущий: Порядок выступления установлен. Начинаем второй тур. Участники выбирают категорию. Из этой области им будут заданы по 10 вопросов. На размышление даётся 3 секунды. Баллы за правильные ответы подсчитывает  жюри.
(Право выбора есть только у первых участников, остальные отвечают на вопросы той категории, которая остаётся).
Категории:
1.Фонетика               2. Морфемика                  3. Лексика
4. Морфология          5. Синтаксис                      6. Орфография, пунктуация
Задания второго раунда
Фонетика
1.     Наименьшая единица языка.
2.     Какой музыкальный звук образуют голосовые связки?
3.     При образовании каких звуков струя воздуха встречает преграду в ротовой полости?
4.     Как называется языковое явление, при котором в одной и той же морфеме разных слов имеется частично неодинаковый звуковой состав?
5.     Какой является позиция для гласного в безударном положении?
6.     Сколько гласных звуков в русском языке?
7.     Первая буква греческого алфавита.
8.     Языковое явление в слове «злато».
9.     Как разделяются гласные звуки?
10.                 Какие буквы алфавита не обозначают звука?
Ответы: 1. Единица. 2. Тон. 3. Согласные 4. Чередование 5. Слабой 6. 6
7. Альфа 8. Неполногласие 9. Ударные и безударные 10. Ь и Ъ знаки.
Морфемика
1.     Раздел, изучающий законы образования слов.
2.     Как называется окончание, не выраженное в буквенной форме?
3.     Морфема, которая обязательно должна быть в слове?
4.     У какой части речи есть суффикс – оват – ?
5.     Значение, которое является обязательным для всех слов данной части речи и  без которого слово (как часть речи) не может существовать.
6.     Морфемы, образующие новые слова.
7.     Синоним к слову окончание.
8.     Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности.
9.     Часть слова без окончания.
10.                 Способ словообразования, при котором соединяются части двух слов.
Ответы: 1. Словообразование 2. Нулевое 3. Корень 4. Прилагательное
5. Грамматическое 6. Словообразовательные 7. Флексия
8. Словообразовательная цепочка 9. Основа 10 Сложение.
Лексика
1. Какие слова имеют несколько значений, связанных друг с другом?
2. Троп, основанный на сходстве предметов (перенос по сходству).
3. Слова, совпадающие в произношении, но разные по написанию.4. Противоположные по значению слова.
5. Слова, похожие по звучанию, но совсем разные по значению.
6. В какую группу языков входит русский язык?
7. Слова, пришедшие в русский язык из других языков.
8. Словарь, в котором приводятся сведения о происхождении слов.
9. Слова, обозначающие научные или технические понятия.
10.                Устаревшие слова, вместо которых в языке возникли новые.
Ответы: 1. Многозначные 2.Метафора 3. Омофоны 4. Антонимы
5. Паронимы 6. Славянских 7. Заимствованные 8. Этимологический
9. Термины 10. Архаизмы
Итоги игры, релаксация.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Открытое внеклассное мероприятие "Люби, цени и знай русский язык!"
Цели:
Привить любовь к русскому языку;
Воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову,
Развить интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеклассное время.
Оборудование: мультимедиапроектор, высказывания и портреты великих людей.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт.
                                   Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Наше мероприятие “Люби, цени и знай русский язык!” мы решили посвятить великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку. Эпиграфом к мероприятию я взяла слова узбекского поэта Сабиры Абдуллы (чтение эпиграфа).
Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен.
О роли русского языка хорошо сказала Анна Андреевна Ахматова:

...Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и не видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, происходящие в другом полушарии? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш русский язык.
Константин Георгиевич Паустовский писал: “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”.
Прекрасные мастера русского языка М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький, К. Паустовский, А. И. Куприн и другие высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Мы должны всегда помнить их высказывания про свой родной русский язык, потому что они прекрасны. Давайте послушаем эти высказывания о русском языке.
1 чтец. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был, по выражению Виссариона Григорьевича Белинского, “первым русским университетом”. Он писал стихи, создал теорию “трех штилей”. Русский язык М. В. Ломоносов оценивал так: “Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…” В русском языке он находил “великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изобретениях краткость греческого и латинского языка”.

2 чтец. Достоинствами русского языка восхищался А. С. Пушкин. “…Как материал словесности,- писал он,- язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”. А еще он сказал, что русский язык “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, “переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”, звучный и выразительный”.
Ведущий. В своем прекрасном стихотворении в прозе “Русский язык” Иван Сергеевич Тургенев называет русский язык “великим, могучим, правдивым и свободным”.
3 чтец. (читает наизусть стихотворение в прозе “Русский язык”).
Ведущий. В письмах к молодым писателям И. С. Тургенев завещает бережно относиться к русскому языку:
4 чтец. “Ещё один последний совет молодым литераторам и одна, последняя просьба.
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..”
5 чтец. Великий писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку: “Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения,- мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку”.
Ведущий. Весьма поучительны высказывания о языке выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского.
6 чтец. “Язык народа, - писал К. Д. Ушинский,- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина…

Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык”.
5 чтец. В начале 30-х годов замечательный русский писатель Алексей Николаевич Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: “ Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара”.
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
6 чтец. Русский язык изучают не только в нашей стране, но и на всех континентах земного шара. Сегодня на русском языке говорят более 250 тысяч человек, а для 160 миллионов он стал родным языком. Труды великих русских ученых – Менделеева, Сеченова, Мечникова, Павлова, произведения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и многих других – известны во всем мире, их широко используют в научных работах, читают, переводят.
Ведуший. Да, действительно русский язык не из легких. Не случайно некоторые ребята в классе не хотят дружить с правилами. Например, Лежебокин. Послушаем инсценировку стихотворения Г. Граубина “Ленительный падеж”, и вы убедитесь в этом сами.
Ленительный падеж.
- Спросил я Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Губительный,
Ленительный,
И, наконец, простительный.
Ведущий. Русская поэтесса Екатерина Шевелева в одном из своих стихотворений рассказывает о том, с каким глубоким интересом за рубежом нашей Родины – в Англии простые люди изучали русский язык. Давайте послушаем это стихотворение.
6 чтец.
И однажды пушкинские строки
На моем, на русском языке
Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,
Силу потерявший на войне.
Строки шли, как волны, выше, круче.
Слушал парк, дыханье затая,
И сиянье пушкинских созвучий
В городе чужом узнала я.
Не кокетство музыки капризной,
Не эстетов стихотворный крик –
Это был язык моей Отчизны,
Точный, самый правильный язык.
Наш язык прекрасный, вечно юный,
Тот, который мир услышать рад,
На котором с мировой трибуны
Россияне правду говорят.
Ведущий. Действительно, как красив русский язык! Какой богатый и поэтичный этот язык! С ним можно творить чудеса. И я хочу, чтобы вы любили, бережно относились к русскому языку, хорошо знали и ценили его. Я считаю, что знание русского языка является чрезвычайно важным фактором в развитии человека. Но чтобы овладеть им в совершенстве, что нужно знать?
Все. Правила!
Ведущий. Правильно! Давайте проверим, как вы дружите с ними. Начинаем 2 часть нашего мероприятия.
Музыкальная пауза.
Сегодня мы отправляемся с вами в познавательное путешествие во дворец Знаний.
Участвуют в игре две команды, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание. Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которое будет судить честно и справедливо.
Ведуший. Итак, в путь, друзья!
(Конкурсы, задания между командами).
Итоги, релаксация.



3 комментария:

  1. Спасибо, Елена Викторовна за познавательный и полезный методический материал на страницах Вашего блога!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена Викторовна за познавательный и полезный методический материал на страницах Вашего блога!

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна Владимировна,большое Вам спасибо за ваши добрые слова, буду и дальше стараться работать,чтобы приносить пользу и детям и обществу.

    ОтветитьУдалить